ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Теоретическая интерпретация опыта 5
1.1.Понятие информационно-коммуникационных технологий 5
1.2.Функции компьютера на уроке 6
1.3.Программные продукты, используемые на уроке. 7
1.4.Преимущества использования ИКТ 8
1.5.Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ 9
2.Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках адыгейского языка и литературы 10
2.1 Задачи учителя-словесника 10
2.2.Текстовый редактор Word 11
2.3.Программа Microsoft Publisher 11
2.4.Программа Power Point 12
2.5.Интернет-ресурсы 13
Заключение 13



Введение
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но, сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств. Известно, что обучаемый с первого раза запоминает лишь четверть услышанного и треть увиденного. При комбинированном воздействии на слух и зрение запоминается половина. А при вовлечении обучаемого еще и в активные действия (например, при использовании интерактивных мультимедиа-технологий) доля усвоенного может составить 75%. Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Практически, в каждой школе имеются компьютеры, компьютерные классы, ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы и адыгейского языка (естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером). Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным. Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. При удачном и правильном сочетании применяемых технологий и форм проведения уроков, такие уроки оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Основные направления работы:
работа с программами MS Office (Power Point, Microsoft Word,);
работа с ресурсами Интернет;
использование текстовых материалов, тестов.
Цель:
 содействовать качественному гуманитарному образованию личности через развитие исследовательской, творческой и познавательной деятельности учащихся.
Задачи:
 формирование гражданской личности, способной эффективно реализовать свои знания и умения на практике;
 приобретение учащимися компетентных, интеллектуальных и коммуникативных навыков в условиях модернизации образования;
 создание оптимальных условий для развития личности ученика через предоставление ему качественного гуманитарного образования на разных возрастных этапах развития как на базовом, так и на профильном уровнях.
С целью развития исследовательских умений, подготовки личности информационного общества применяю информационно-коммуникационные технологии, работая над методической темой « Компьютерные тесты, медиа-материалы как способ создания условий к саморазвитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся».
1. Теоретическая интерпретация опыта
1.1.Понятие информационно-коммуникационных технологий
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

1.2.Функции компьютера на уроке
Такому уроку свойственно следующее:
 Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
 Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
 Интерактивность и диалоговый характер обучения; - ИКТ обладают способностью "откликаться" на действия ученика и учителя; "вступать" с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.
 Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
 Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
 Неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом компьютер выполняет следующие функции:
1) функция учителя;
2) функция рабочего инструмента.
В функции учителя компьютер представляет собой:
 источник учебной информации;
 наглядное пособие;
 тренажер;
 средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента:
 средство подготовки текстов, их хранение;
 графический редактор;
 средство подготовки выступлений;
 вычислительная машина больших возможностей.
1.3.Программные продукты, используемые на уроке.
При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:
1. Языки программирования- с их помощью учитель может составить различные программные продукты, которые можно использовать на различных этапах урока, но их применение для преподавателя- предметника затруднительно. Составление проекта при помощи языка программирования требует специальных знаний и навыков и больших трудозатрат.
2. Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.
3. Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.
4. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.
5.Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи Power Point зрелищны и эффективны в работе над информацией.
1.4.Преимущества использования ИКТ
1. Индивидуализация обучения;
2. Интенсификация самостоятельной работы учащихся;
3. Рост объема выполненных на уроке заданий;
4. Расширение информационных потоков при использовании Internet.
5. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером.
6. Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю переложить часть своей работы на ПК, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным. В частности, становится более быстрым процесс записи определений, теорем и других важных частей материала, так как учителю не приходится повторять текст несколько раз (он вывел его на экран), ученику не приходится ждать, пока учитель повторит именно нужный ему фрагмент.
7. Этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулирует его профессиональный рост и все дальнейшее освоение компьютера.
8. Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика
9. Для ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.
10. Освоение учащимися современных информационных технологий. На уроках, интегрированных с информатикой, ученики овладевают компьютерной грамотностью и учатся использовать в работе с материалом разных предметов один из наиболее мощных современных универсальных инструментов - компьютер, с его помощью они решают уравнения, строят графики, чертежи, готовят тексты, рисунки для своих работ. Это - возможность для учащихся проявить свои творческие способности.
Но, наряду с плюсами, возникают различные проблемы как при подготовке к таким урокам, так и во время их проведения.
1.5.Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1. Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей, время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всех школах.
2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.
3. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.
4. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.
5. Не хватает компьютерного времени на всех.
6. В школьном расписании не предусмотрено время для использования Интернет на уроках.
7. При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
8. Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.

2.Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках адыгейского языка и литературы.
2.1 Задачи учителя адыгейского языка литературы
Задачи, стоящие перед учителем адыгейского языка и литературы, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках адыгейского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер. Использование ИКТ позволяет решать специальные практические задачи, записанные в программе по адыгейскому языку и литературе:
 формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
 обогащение словарного запаса;
 овладение нормами литературного языка;
 знание лингвистических и литературоведческих терминов;
 наконец, формирование общеучебных умений и навыков.
Для решения таких задач компьютер является хорошим помощником учителю-словеснику наряду с другими средствами обучения.
2.2.Текстовый редактор Word
Как на уроках адыгейского языка, так и на литературе использую текстовый редактор Word, который позволяет мне изготовить печатные материалы к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.
2.3.Программа Microsoft Publisher
Работая в программе Microsoft Publisher, активизирую познавательную деятельность учащихся. Дети готовят к уроку книжки-малышки, буклеты и т.д. Также используем для оформления результатов групповой работы выпуска газеты, информационного листка. Учащиеся учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ, своих стихов, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал.

2.4.Программа Power Point
Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
 обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
 психологически облегчает процесс усвоения;
 возбуждает живой интерес к предмету познания;
 расширяет общий кругозор учащихся;
 повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, которые проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами.
Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов, лекций или конференций, внеклассных мероприятий. Дети также могут подготовить свои собственные презентации и делают их с особым интересом.
2.5.Интернет-ресурсы
Много дополнительного материала нахожу в Интернете. Создаём совместно с детьми банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов, репродукций картин известных художников и т.п.
Заключение
Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ. Наблюдения показывают, что после занятий в компьютерном классе учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, ученик убеждается, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктаграмм создает реальные помехи для коммуникации. В современных условиях, когда дети мало читают, работа с программой «Фраза» позволяет формировать мне на уроках орфографическую зоркость учащихся. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:
 создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей ;
 увеличение количества учащихся, желающих участвовать в НОУ по литературе;
 повышение качества обучения;
 увеличение интереса к изучению предмета;
 рациональное распределение времени урока;
 доходчивое объяснение материала.
При объяснении нового материала на уроке использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, проектируются на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождает ее дополнительными объяснениями и примерами. Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Такие экскурсии организую на природу, в музей, на родину писателя. Применение компьютерных технологий позволяет мне:
 наполнить уроки новым содержанием;
 развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
 формировать элементы информационной культуры;
 прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
 поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий
 идти в ногу со временем.
Таким образом, умелое использование компьютера на уроках адыгейского языка и литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели.