Богус С.Р.
Почетный работник общего образования РФ,
заместитель директора по УМР,
учитель математики и информатики
МБОУ «СОШ №2» а. Ассоколай
Теучежского района

Реализации ФГОС ООО на уроках математики
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Одной из основных задач современного учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
В связи с обновлением содержания математического образования «организация управления обучением должна быть направлена не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей». Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащися, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов. Которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Я, как учитель математики с многолетним стажем преподававшей по традиционным программам многое пересмотрела в своей работе, и мне пришлось задать себе вопрос: Для чего я учу детей? С позиции ФГОС я поняла – для того, чтобы они стали успешными в жизни. Для того, чтобы быть успешным, человеку необходимо развиваться, поэтому приоритетами считаю развитие способности ученика учиться, иначе говоря – формирование системы универсальных учебных действий. Для этого появилась необходимость изучить системно-деятельностный подход - методологическую основу ФГОС.
Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.
Моя роль на уроке - создать проблемную ситуацию и направить учащихся на путь к её решению. Метод создания проблемных ситуаций, вот, что на мой взгляд является более приемлемым при изучении нового материала. Из всех методов этой технологии я отдаю предпочтение подводящему диалогу. При составлении подводящего к теме диалога я подбираю логическую цепочку посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
Пример1: тема урока: «Упрощение выражений». Предлагаю решить задачу: у Ани несколько рублей, у Сережи в три раза больше, а у Пети в пять раз больше, чем у Ани. Сколько денег было у ребят . Запишите выражения следующих величин: количество денег у Ани- х количество денег у Сережи - 3х количество денег у Пети -5х Сколько всего денег у ребят х+3х+5х=? какой закон можно применить при преобразовании выражения (1+3+5)х =9* х. С чего начали и к чему пришли. Сравните начало и конец. Вопрос: что произошло с выражением, записанном в начале? Ответы: записали короче, записали в другом виде. Вопрос: хорошо, а как еще можно сказать? Ответ: упростили выражение. Вопрос: как вы думаете, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Ответ: упрощать выражения. Вопрос: какова тема нашего урока? Ответ: упрощение выражений. Вопрос: Какова цель нашего урока? Ответ: научиться упрощать выражения. Далее работаем с учебником. Даем определение понятий: «упрощение выражений», «коэффициента». Для развития памяти, логического мышления, быстроты реакции применяю устный счет. Уделяю особое внимание различным приемам устной работы. В ходе устного счета воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.
При организации практической работы учащихся на уроках часто предлагаю ученикам парные задания, математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным. А ведь вся наша школьная жизнь состоит из маленьких шажков на пути к успеху. Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Умножение десятичных дробей» предложите учащимся записать в тетради любые три десятичные дроби и дать соседу по парте пример на умножение. Укажите на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешите учащимся в случае разногласий задать вопрос Вам или учащимся с соседней парты. Выделите на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
Работа в парах способствует формированию коммуникативных учебных действий, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки домашних работ.
Осуществляю дифференцированный подход, он способствует развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно-уровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Работая дифференцированно с учащимися, вижу, что их внимание не падает на уроке, так как каждому есть посильное задание, «сильные» ученики не скучают, так как всегда им дается задача, над которой надо думать. Ребята постоянно заняты посильным трудом.
Используя, метод проектов я развиваю личностные действия, позволяющие сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Первый мини-проект был по теме «Великие математики». Проект практической значимости: «Составление кроссвордов». С помощью этого проекта у ребят сформировалась потребность в изучении математики.
Оживляет урок и использование различных форм ИКТ. Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько уроков в 5 и 6 классах и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере. Ведь обычно традиционный урок часто сводится лишь к «прохождению» программы, причём преимущественно с использованием объяснительно-иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни). Поэтому в этих случаях при объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который даёт готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим, именно в этом и заключается технология деятельностного подхода.
При закреплении изученного материала использую игровые технологии– « Найди ошибку». Не забываю и про здоровьесберегающие технологии. Чередую мыслительную деятельность, учитываю дозировку учебной нагрузки; соблюдаю гигиенические требования (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой. Использование вышеперечисленных современных образовательных технологий позволяет мне повысить эффективность учебного процесса, помогают достигать лучшего результата в обучении математике, повышают познавательный интерес к предмету.
Китайская мудрость гласит:
“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.
Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность. Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть эффективным, конкурентноспособным работником. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию.
Результатом своей работы хочу видеть своих учеников успешными членами нашего общества.




Литература:
1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (составил Е.С. Савинов)-М.: Просвещение, 2011. – 454 с.- (Стандарты второго поколения)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.(Ред.: Сафронова И.А.) – М.: Просвещение,2011.- 48 с.-(Стандарты второго поколения).
3. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
4.Сайт http://school-collection.edu.ru
5.Сайт http://fcior.edu.ru
6.Сайт http://festival.1september.ru